Об утверждении Правил организации учебного процесса по
дистанционным образовательным технологиям
Приказ Министра
образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137.
Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года
№ 10768
В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан 27 июля
2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным
технологиям.
2. Департаменту высшего, послевузовского образования и
международного сотрудничества (Шаймарданов Ж.К.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего
приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики
Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа;
3) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе
Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева
Т.О.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных
дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов
Утверждены
приказом
Министра образования и
науки
Республики Казахстан
от 20 марта
2015 года № 137
Правила
организации
учебного процесса по дистанционным
образовательным
технологиям
1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным
образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об
образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по
дистанционным образовательным технологиям.
2. Реализация дистанционных образовательных технологий (далее - ДОТ) осуществляется
по следующим видам: телевизионная технология, сетевая технология и
кейс-технология.
3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются
обучающиеся, педагогические работники и организации.
4. ДОТ реализовываются организациями образования самостоятельно.
5. В настоящих Правилах используются следующие термины и
определения:
1) информационно-образовательный портал – системно-организованная
взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая
административно-академическую учебно-методическую информацию, позволяющая
организовать образовательный процесс по ДОТ;
2) информационно-образовательные ресурсы – формализованные идеи и знания
образовательного характера, различные данные, методы и средства их накопления,
хранения и обмена межу источниками и потребителями информации;
3) сетевая технология – технология, включающая
обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного
взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также
администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;
4) кейсовая технология – технология, основанная на
комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных,
электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного
изучения;
5) контент – информационное наполнение учебных
материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое
наполнение);
6) Интернет-ресурс организации образования, реализующей дистанционные
образовательные технологии - Интернет-ресурс, содержащий
административно-академическую информацию для участников образовательного
процесса;
7) информационная технология дистанционного обучения – технология создания,
передачи и хранения учебных материалов на электронных носителях,
инфо-телекоммуникационные технологии организации и сопровождения учебного
процесса;
8) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных
средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными
данными (графикой, текстом, звуком, видео);
9) "on-line" - обмен информаций
в реальном времени;
10) "off-line" - занятие обмен
информацией в свободном временном пространстве;
11) силлабус - программа обучения по дисциплине для
обучающегося, содержащая краткое описание учебной дисциплины, основные
характеристики изучаемой дисциплины;
12) телевизионная технология - технологии, базирующиеся
на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;
13) тестирующий комплекс - программное средство, предназначенное для
определения степени освоения обучающимися учебного материала на всех уровнях
образовательного процесса;
14) Тьютор - лицо, помогающее обучающимся осваивать
изучаемую с преподавателем дисциплину.
2. Порядок
организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологйиям
6. Для организации учебного процесса по ДОТ требуется
наличие у организации образования:
1) образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и
организационно-административную информацию для обучающихся;
2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет,
спутниковое телевидение);
3) мультимедийных классов и электронных читальных залов;
4) учебного контента;
5) тестирующего комплекса;
6) сетевых систем управления обучением (Learning Management System).
7. Для осуществления учебного процесса по
дистанционным образовательным технологиям организации образования:
1) организуют обучение преподавателей, тьюторов и
служб по реализации дистанционных образовательных технологий;
2) создают условия педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому
составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;
3) доставляют учебный материал обучающимся посредством информационных
технологий либо на бумажных носителях;
4) организуют и проводят консультации в режиме «on-line»;
5) организуют обратную связь с обучающимися в режиме «off-line»;
6) контролируют учебные достижения обучающихся в режиме «on-line», «off-line»;
7) идентифицируют личность обучающихся посредством системы аутентификации.
8. ДОТ применяются в отношении обучающихся:
1) всех форм обучения технического и профессионального, послесреднего,
высшего и послевузовского образования;
2) по сокращенным образовательным программам на базе начального, основного
среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;
3) являющихся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе
детьми-инвалидами, инвалидами I
и II групп, инвалидами
с детства на всех уровнях образования;
4) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся на
уровне высшего и послевузовского образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;
5) заочной формы обучения, призванные на срочную военную службу на уровне
высшего образования;
6) находящихся в длительной заграничной командировке (более 4-х месяцев)
на уровне высшего образования;
7) осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (в учреждениях
минимальной безопасности) при наличии соответствующих технических условий в
учреждении.
9. ДОТ применяется также при реализации высшими учебными заведениями
совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами.
10. Обучающиеся по программам послевузовского образования по дистанционным
образовательным технологиям осваивают кредиты только образовательных
компонентов или учебные дисциплины.
11. Обучающиеся, изъявившие желание обучаться по ДОТ пишут заявление в
произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным
обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением
подтверждающих документов.
Дети-инвалиды представляют рекомендацию психолого-медико-педагогической
консультации о возможности их участия в учебном процессе по ДОТ.
12. Заявления обучающихся рассматриваются руководителем организации
образования в течение пяти рабочих дней с момента подачи.
При положительном решении вопроса издается приказ руководителя организации
образования об использовании ДОТ обучающихся в течение трех рабочих дней.
13. К приказу прилагаются:
1) заявления обучающихся;
2) индивидуальные учебные планы обучающихся;
3) индивидуальный график организации учебной деятельности каждого обучающегося;
4) рекомендации психолого-медико-педагогической консультации об участии
ребенка-инвалида в учебном процессе по дистанционным образовательным
технологиям;
5) согласие или разрешение руководителя пениципиального
учреждения, если обучающиеся осужден и отправлен для отбывания наказания в
учреждениях минимальной безопасности.
Организация образования в течение трех рабочих дней знакомит обучающихся с
планом и графиком учебного процесса, применяемых в процессе обучении по ДОТ.
14. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими
материалами организациям образования необходимо иметь электронные
учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с
использованием ДОТ.
Подготовка электронных учебно-методических комплексов осуществляется разработчиком
курса по утвержденным рабочим учебным программам.
15. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает
обязательный и дополнительный комплекты.
16. Обязательный комплект состоит из:
1) силлабуса, включающей содержание дисциплины,
календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и
дополнительной), модульное разбиение дисциплины;
2) электронного конспекта лекций;
3) материалов практических и семинарских занятий;
4) заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы
студента под руководством преподавателя;
5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых
заданий, индивидуальных заданий);
6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных
заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ);
7) график проведения дистанционных консультаций.
17. Дополнительный комплект определяется организацией образования самостоятельно.
18. В организации образования, внедряющей ДОТ, создается информационная
система управления, содержащая базу данных обучающихся (приказы о зачислении,
переводах, восстановлении, сведения о текущей успеваемости обучающихся).
19. В организации образования, реализующей ДОТ, создается специальное
структурное подразделение, осуществляющее организационное, методическое,
информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ.
20. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ планирует
и организует учебный процесс по ДОТ, ведет документацию, связанную с ДОТ,
планирует повышение квалификации преподавателей и тьюторов.
21. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ,
осуществляет консультативную помощь в разработке, приобретении и освоении
электронных учебников, мультимедийных курсов, методических пособий,
администрирует тестирующие системы и другие средства контроля знаний,
разрабатывает методику использования информационных ресурсов для
ДОТ.
22. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ, принимает
активное участие в разработке, освоении и поддержке в эксплуатации программных,
информационных и технических средств дистанционного обучения.
23. Обучение по ДОТ производится по учебным планам начального, основного
среднего, общего среднего образования, а также по всему учебному плану
специальностей технического и профессионального, послесреднего
образования, высшего образования.
24. Организация образования, реализующая ДОТ,
обеспечивает методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников
учебного процесса с использованием всех доступных современных
телекоммуникационных средств.
25. Учебный год состоит из академических периодов и заканчивается в соответствии
с академическим календарем.
26. Все виды учебной деятельности осуществляются
посредством:
1) педагогического общения педагогического работника или тьютора
с обучающимся с использованием телекоммуникационных средств или прямого контакта
в организации образования (по инициативе обучающегося);
2) самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения
(учебно-методический комплекс, дополнительная литература).
27. ДОТ основываются на проведении дистанционных учебных занятий в
режиме «on-line», «off-line».
28. Учебные занятия в режиме «on-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального
времени (видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет,
переговоры посредством телефонного аппарата).
29. Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение
преподавателя и обучаемого асинхронно (электронная почта, работа обучаемого с
учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или
итогового контроля).
30. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся
осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим
календарем и учебными программами.
31. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
допускается посредством:
1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме on-line с использованием телекоммуникационных средств;
2) автоматизированных тестирующих комплексов;
3) проверки письменных индивидуальных заданий (при кейсовой
технологии).
32. Организация образования, организовывает текущий контроль успеваемости
и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной от
несанкционированного доступа и фальсификаций путем применения электронных
методов ограничения доступа и независимой оценки.
33. Обучающийся допускается к промежуточной
аттестации по дисциплине после выполнения и сдачи всех контрольных мероприятий,
установленных рабочей учебной программой.
34. Профессиональная практика проводится организациями образования исходя
из специфики специальности.
35. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по ДОТ осуществляется
в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной
и итоговой аттестации обучающихся, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008
года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных
правовых актов Республики Казахстан за № 5191).
Проведение итоговой аттестации обучающихся,
осужденного и отбывающего наказание в учреждении минимальной безопасности,
осуществляется с выездом государственной аттестационной комиссии на место
нахождения обучающихся.