Об утверждении Правил организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 апреля 2015 года № 10768 В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан 27 июля 2007 года « Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям. 2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества ( Шаймарданов Ж.К.): 1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа; 3) обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан. 3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева Т.О. 4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.      

                                                                  Министр                                    А. Саринжипов

    Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

1. Общие положения

1. Настоящие Правила организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25 статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям.

2. Реализация дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) осуществляется по следующим видам: телевизионная технология, сетевая технология и кейс-технология. Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

3. Субъектами дистанционной образовательной технологии являются обучающиеся, педагогические работники и организации.

4. ДОТ реализовываются организациями образования самостоятельно.

5. В настоящих Правилах используются следующие термины и определения:

1) информационно-образовательный портал – системно-организованная взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов и сервисов Интернет, содержащая административно-академическую учебно-методическую информацию, позволяющая организовать образовательный процесс по ДОТ;

2) информационно-образовательные ресурсы (далее – ИОР) – формализованные идеи и знания образовательного характера, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации;

3) сетевая технология – технология, включающая обеспечение учебно-методическими материалами, формы интерактивного взаимодействия обучающихся с преподавателем и друг с другом, а также администрирование учебного процесса на основе использования сети Интернет;

4) кейсовая технология – технология, основанная на комплектовании наборов (кейсов) учебно-методических материалов на бумажных, электронных и прочих носителях и рассылке их обучающимся для самостоятельного изучения;

5) контент – информационное наполнение учебных материалов (тексты, графика, мультимедиа и иное информационно значимое наполнение); 6) Интернет-ресурс организации образования, реализующей дистанционные образовательные технологии - Интернет-ресурс, содержащий административно-академическую информацию для участников образовательного процесса;

7) информационная технология дистанционного обучения – технология создания, передачи и хранения учебных материалов на электронных носителях, инфо-телекоммуникационные технологии организации и сопровождения учебного процесса;

8) мультимедиа – комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео);

9) "on-line" - обмен информаций в реальном времени;

10) "off-line" - занятие обмен информацией в свободном временном пространстве;

11) силлабус - программа обучения по дисциплине для обучающегося, содержащая краткое описание учебной дисциплины, основные характеристики изучаемой дисциплины;

12) телевизионная технология - технологии, базирующиеся на использовании эфирных, кабельных и спутниковых систем телевидения;

13) тестирующий комплекс - программное средство, предназначенное для определения степени освоения обучающимися учебного материала на всех уровнях образовательного процесса;

14) Тьютор - лицо, помогающее обучающимся осваивать изучаемую с преподавателем дисциплину ;

15) электронное издание – совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио, видео и другой информации, которые имеют средства программного управления и документации, и размещены на любом электронном носителе информации или опубликованы в компьютерной сети. Электронное учебное издание (далее – ЭИУ) – электронное издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебному курсу или отдельным его частям, а также позволяющее выбрать траекторию обучения и обеспечивающее различные виды учебных работ;

16) массовый открытый онлайн-курс (далее – MOOК) – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;

17) смешанное обучение – технология обучения, при которой обучение проводится в традиционной очной форме и с использованием технологий дистанционного обучения;

18) онлайн-платформа массовых открытых онлайн курсов (далее – ОП МООК) – портал открытого онлайн-образования, предоставляющий возможность проходить дистанционное обучение по выбранным онлайн-курсам. Сноска. Пункт 5 с изменениями, внесенным приказом Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

2. Порядок организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям

    6. Для организации учебного процесса по ДОТ требуется наличие у организации образования:

 1) образовательного портала со страницами, содержащими учебно-методическую и организационно-административную информацию для обучающихся;

2) оборудования, имеющего выход в телекоммуникационную сеть (Интернет, спутниковое телевидение);

3) мультимедийных классов и электронных читальных залов;

4) учебного контента;

5) тестирующего комплекса; 6) сетевых систем управления обучением (Learning Management System).

7. Для осуществления учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям организации образования:

1) организуют обучение преподавателей, тьюторов и служб по реализации дистанционных образовательных технологий;

 2) создают условия педагогическим работникам, профессорско-преподавательскому составу для разработки и обновления образовательных ресурсов;

3) доставляют учебный материал обучающимся посредством информационных технологий либо на бумажных носителях;

4) организуют и проводят консультации в режиме «on-line»;

5) организуют обратную связь с обучающимися в режиме «off-line»;

6) контролируют учебные достижения обучающихся в режиме «on-line», «off-line»;

7) идентифицируют личность обучающихся посредством системы аутентификации.

8. ДОТ на уровне технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования применяются в отношении обучающихся:

1) по сокращенным образовательным программам на базе начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего и высшего образования;

2) являющихся лицами с ограниченными физическими возможностями, в том числе детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства на всех уровнях образования;

3) выехавших за пределы государства по программам обмена обучающихся на уровне высшего и послевузовского образования, за исключением стипендиатов «Болашак»;

4) заочной формы обучения, призванные на срочную военную службу на уровне высшего образования;

5) находящихся в длительной заграничной командировке (более 4-х месяцев) на уровне высшего образования;

6) осужденных, отбывающих наказание в колониях-поселениях (в учреждениях минимальной безопасности) при наличии соответствующих технических условий в учреждении. Сноска. Пункт 8 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 05.10.2015 № 587 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования). 8-1. ДОТ применяется также в отношении дополнительного образования, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, в том числе на иностранном языке. Сноска. Правила дополнены пунктом 8-1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

9. ДОТ применяется также при реализации высшими учебными заведениями совместных образовательных программ с зарубежными вузами-партнерами.

10. Обучающиеся по программам послевузовского образования по дистанционным образовательным технологиям осваивают кредиты только образовательных компонентов или учебные дисциплины.

11. Обучающиеся, изъявившие желание обучаться по ДОТ пишут заявление в произвольной форме на имя руководителя организации образования с мотивированным обоснованием о возможности использования ДОТ в обучении с предоставлением подтверждающих документов. Дети-инвалиды представляют рекомендацию психолого-медико-педагогической консультации о возможности их участия в учебном процессе по ДОТ.

12. Заявления обучающихся рассматриваются руководителем организации образования в течение пяти рабочих дней с момента подачи. При положительном решении вопроса издается приказ руководителя организации образования об использовании ДОТ обучающихся в течение трех рабочих дней.

13. К приказу прилагаются:

1) заявления обучающихся;

2) индивидуальные учебные планы обучающихся;

3) индивидуальный график организации учебной деятельности каждого обучающегося;

4) рекомендации психолого-медико-педагогической консультации об участии ребенка-инвалида в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям;

5) согласие или разрешение руководителя пениципиального учреждения, если обучающиеся осужден и отправлен для отбывания наказания в учреждениях минимальной безопасности. Организация образования в течение трех рабочих дней знакомит обучающихся с планом и графиком учебного процесса, применяемых в процессе обучении по ДОТ.

14. Для обеспечения обучаемых учебно-методическими материалами организациям образования необходимо иметь электронные учебно-методические комплексы по всем дисциплинам учебного плана, реализуемых с использованием ДОТ. Подготовка электронных учебно-методических комплексов осуществляется разработчиком курса по утвержденным рабочим учебным программам.

15. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины включает обязательный и дополнительный комплекты. 16. Обязательный комплект состоит из:

1) силлабуса, включающего содержание дисциплины, календарно-тематический план, список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), модульное разбивки дисциплины;

2) электронного конспекта лекций и видеолекций;

3) материалов практических и семинарских занятий;

4) заданий для самостоятельной работы студента и самостоятельной работы студента под руководством преподавателя;

5) материалов по организации рубежного контроля (контрольных работ, тестовых заданий, индивидуальных заданий);

6) материалов по организации итогового контроля (тестовых экзаменационных заданий, вопросов к экзамену, билетов, экзаменационных контрольных работ);

7) графика проведения дистанционных консультаций. Сноска.

Пункт 16 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

17. Дополнительный комплект определяется организацией образования самостоятельно.

18. В организации образования, внедряющей ДОТ, создается информационная система управления, содержащая базу данных обучающихся (приказы о зачислении, переводах, восстановлении , сведения о текущей успеваемости обучающихся).

19. В организации образования, реализующей ДОТ, создается специальное структурное подразделение, осуществляющее организационное, методическое, информационное и техническое сопровождение процесса обучения по ДОТ.

20. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ планирует и организует учебный процесс по ДОТ, ведет документацию, связанную с ДОТ, планирует повышение квалификации преподавателей и тьюторов.

21. Структурное подразделение, обеспечивающее сопровождение ДОТ, осуществляет консультативную помощь в разработке, приобретении и освоении ИОР, электронных учебных изданий, мультимедийных курсов, методических пособий, администрирует тестирующие системы и другие средства контроля знаний, разрабатывает методику использования информационных ресурсов для ДОТ. Сноска. Пункт 21 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

22. Структурное подразделение, осуществляющее сопровождение ДОТ, принимает активное участие в разработке, освоении и поддержке в эксплуатации программных, информационных и технических средств дистанционного обучения.

23. Обучение по ДОТ производится по учебным планам начального, основного среднего, общего среднего образования, а также по всему учебному плану специальностей технического и профессионального, послесреднего образования, высшего и послевузовского образования. Сноска. Пункт 23 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

24. Организация образования, реализующая ДОТ, обеспечивает методическую помощь обучающимся через взаимодействие участников учебного процесса с использованием всех доступных современных телекоммуникационных средств.

25. Учебный год состоит из академических периодов и заканчивается в соответствии с академическим календарем.

26. Все виды учебной деятельности осуществляются посредством:

1) педагогического общения педагогического работника или тьютора с обучающимся с использованием телекоммуникационных средств или прямого контакта в организации образования (по инициативе обучающегося);

2) самостоятельной работы обучающегося со средствами обучения (учебно-методический комплекс, дополнительная литература).

27. ДОТ основываются на проведении дистанционных учебных занятий в режиме «on-line», « off-line».

28. Учебные занятия в режиме «on-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия в режиме реального времени (видеоконференция, посредством обмена сообщениями по сети Интернет, переговоры посредством телефонного аппарата).

29. Учебные занятия в режиме «off-line» предусматривают процесс учебного взаимодействия, при котором общение преподавателя и обучаемого осуществляется асинхронно (видеолекции, задания в системе управления обучением, электронная почта, работа обучаемого с учебником по заданию преподавателя с последующей сдачей рубежного и/или итогового контроля). Сноска. Пункт 29 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 ( вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

30. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с рабочим учебным планом, академическим календарем и учебными программами.

31. Проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации допускается посредством:

1) прямого общения обучающегося и преподавателя в режиме on-line с использованием телекоммуникационных средств;

2) автоматизированных тестирующих комплексов;

3) проверки письменных индивидуальных заданий (при кейсовой технологии).

32. Организация образования, организовывает текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся в информационной системе, защищенной от несанкционированного доступа и фальсификаций путем применения электронных методов ограничения доступа и независимой оценки.

33. Обучающийся допускается к промежуточной аттестации по дисциплине после выполнения и сдачи всех контрольных мероприятий, установленных рабочей учебной программой.

34. Профессиональная практика проводится организациями образования исходя из специфики специальности.

35. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по ДОТ осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 5191). Проведение итоговой аттестации обучающихся, осужденного и отбывающего наказание в учреждении минимальной безопасности, осуществляется с выездом государственной аттестационной комиссии на место нахождения обучающихся.

3. Организация MOOК

Сноска. Правила дополнены главой 3 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

36. В организациях образования для обеспечения высокого уровня качества обучающего курса (разработка, аккредитация, контроль знаний и т.д.), на основе международного опыта (Edx, Coursera, FutureLearn и др.), осуществляются MOOК с проведением оценки соответствия результатов обучения и компетенций обучающегося.

37. Организации образования до размещения на онлайн-платформе организовывает MOOК, обеспечивающие систему качества учебно-методической экспертизы и апробацию курсов.

38. Требования к процедурам оценки на онлайн-платформе:

1) идентификация личности при проведении мероприятий, связанных с оценкой результатов обучения (доля мероприятий с идентификацией личности в формировании итоговой оценки должна составлять не менее 30 %). Для идентификации личности используются следующие технологии: уникальная манера набора текста на клавиатуре (программа, отслеживающая скорость набора символов, время между нажатиями клавиш, задержки между комбинациями клавиш (связанных с поиском на клавиатуре буквы), ритмичность набора); сертификационные центры (прохождение мероприятий на рабочих местах, предоставляемых организацией, обеспечивающей идентификацию личности при входе и контроль условий проведения мероприятия); онлайн-прокторинг (удаленное наблюдение за обучающимся в ходе мероприятий с использованием камер и средств трансляции экрана устройства, на котором работает обучающийся); биометрические технологии (использование автоматизированных средств идентификации личности и контроля условий прохождения мероприятий);

2) обеспечение доступа к информации об учебных достижениях обучающегося (по ссылке, указанной в сертификате, либо под учетной записью обучающегося), на основании которых был выдан сертификат об окончании курса. 39. Слушателям онлайн-курсов сдавшим все контрольные задания и итоговый экзамен вручаются сертификаты по форме согласно приложению 1 к настоящему приказу.

40. Содержания к сертификату:

1) сертификат обеспечивает однозначной идентификации личности обучающегося, которому сертификат был выдан;

2) в сертификате имеется ссылка на его электронную версию, размещенную в сети Интернет, в домене, ассоциированном с онлайн-платформой вуза;

3) сертификат содержит информацию об уровне освоения результатов обучения (критерии оценок, учебный план или другие данные описаны в информации о курсе, либо непосредственно в сертификате или его электронной версии).

41. При наличии сертификата, подтверждающего результаты обучения на онлайн-курсе, входящего в утвержденный вузом (советом) перечень, обучающийся претендует на включение дисциплины в свой текущий или планируемый на будущий академический период обучения индивидуальный учебный план.

42. Порядок и условия зачета результатов освоения открытых онлайн-курсов разработанных вузами Республики Казахстан, требования предъявляемые к результатам обучения на онлайн-платформах по открытым онлайн-курсам, допускаемым к перезачету/переаттестации реализуются в рамках соглашений между вузами по внутренней академической мобильности обучающихся.

43. Определение трудоемкости учебной работы обучающихся по МООК осуществляется:

1) при оценке трудоемкости учебной работы обучающегося на онлайн-платформе используется европейская система перевода и накопления кредитов (ECTS - The European Credit Transfer System) ;

2) при перезачете онлайн-курсов засчитывается с пересчетом количество кредитов, зачетных единиц или академических часов, указанное в представленном сертификате в строгом их соответствие с учебными дисциплинами, включенных в рабочие учебные планы специальности и индивидуальные учебные планы обучающегося за выбранный текущий или будущий академический период обучения;

3) при реализации смешанной технологии обучения пересчет количества кредитов по онлайн-курсам осуществляется в рамках утвержденных соотношений пропорционально структуре дисциплины с использованием технологии дистанционного обучения;

4) пересчет кредита определяется учебно-методической комиссией вуза и открыто публикуется на корпоративном портале (сайте) вуза. Приложение 1 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 137 Сноска. Правила дополнены приложением 1 в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 30.05.2016 № 343 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).